Обращение депутатам ЖК КР

Share
Share Button

05.03.2018 года

Уважаемые депутаты !

ОЮЛ «Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР», ОО «Центр Защиты Детей» свидетельствуют о своем уважении, и просят Вас отклонить проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере социальной защиты и местного самоуправления» (изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163).
Правительство Кыргызской Республики направило в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере социальной защиты и местного самоуправления». Данным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163, в частности предлагается «ежемесячное пособие по уходу за каждым ребенком до 3 лет – “балага жолок”», ежемесячное пособие гражданам (семьям), имеющим 3 и более детей в возрасте от 3 до 16 лет, – «уй-булого комок», заменить на старый вид пособия ежемесячное пособие нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет.
Данная поправка в законодательства о государственных пособиях вызывают нашу озабоченность, и вынуждены, не согласится с поправками со следующими аргументами:
В справке обосновании к вышеназванному законопроекту Правительство Кыргызской Республики утверждает, что принятие законопроекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет.
В части коррупционных последствий:
Закон о государственных пособиях 2009 года и старая модель выплаты пособий малообеспеченным семьям в целом, и текущие механизмы определения нуждаемости, оценки доходов изжили себя и устарели. Во-первых, по данным Нацстаткома, черта крайней бедности составляет 1421 сом в месяц, ниже черты крайней бедности проживает 49 000 человек. На 1 декабря 2017 года численность получателей пособий по малообеспеченности составляла 294 тысяч чел., указавшие, что живут с доходом ниже 900 сом в месяц.
Данные Нацстаткома по продовольственной безопасности и бедности 2017 года показывают, что 71,8% крайне бедного населения и 83,5% бедного населения не получают пособия по малообеспеченности. Анализ государственных расходов Всемирного Банка 2014г., показал, что 60% детей из беднейшего квинтиля не получали пособие по малообеспеченности.
Такое несоответствие объясняется коррупцией и невозможностью учета доходов домохозяйств в условиях теневой экономики. Теневики скрывают свои доходы, и это позволяет сегодня попадать в систему получения пособий по малообеспеченности небедным людям.
Во-вторых – сегодня пенсии по возрасту, инвалидности, по потере кормильца учитываются в доходе семьи. Темпы роста пенсий выше размера пособий по малообеспеченности и размера гарантированного минимального дохода. Поэтому, многие семьи с детьми отказываются проживать совместно с детьми-сиротами (пенсии по потере кормильца), с лицами с инвалидностью (пенсии по инвалидности), с пожилыми людьми (пенсии по возрасту). Действующая система приводит к разрушению семей.
В-третьих, чтобы подтвердить доходы, людям надо собрать много справок. К сожалению, за справки требуют дополнительную плату (хотя они должны выдаваться бесплатно). Такая система создает трудности и ограничивает доступ бедных семей к пособиям, развивает коррупцию.
В части социальных последствий:
Возврат к старой системе выплаты пособий является действием, направленным на сохранение коррумпированной системы назначения выплат, к системе назначения пособий, которая наихудшим образом сказывается на гражданах страны, связанной с чрезмерной сложностью, неоправданно высоким количеством требуемых документов, высоким риском исключения из системы назначения государственных пособий. Возврат к действующей системе назначения пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей, повлияет на:
• рост воспроизводства бедности и взращиванию последующих поколений бедных семей с детьми;
• ухудшение раннего развития детей, их когнитивных навыков и знаний вне зависимости от уровня доходов их семей, для формирования в дальнейшем качественных и конкурентных трудовых ресурсов;
• в целом повлияет на генофонд страны;
• ухудшение коррупционного рейтинга страны, и в целом такого явления как коррупция в стране;
• в итоге, ухудшит социальную стабильность в стране, и неравенство в обществе.

В части правозащитных последствий:
Согласно Конституции КР, Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3, статьи 9). Гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч. 1, статьи 53). Тем самым Конституция КР гарантирует право на социальную защиту, в том числе на государственное пособие всем гражданам Кыргызской Республики в независимости от места жительства и пребывания граждан Кыргызской Республики. Предлагаемая поправка не выдерживает требования Конституции КР, изложенных в статье 16, согласно которой «Кыргызская Республика уважает, и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств». Более того, внесение данной поправки может быть дестабилизирующим обстоятельством, учитывая всем известный высокий уровень внешней миграции граждан Кыргызской Республики.
Старая система выплат пособий бедным семьям является дискриминационной, так как вводит и действует дефиниции малоимущих, малообеспеченных семей, разница в котором лишь в размере ежемесячного дохода, который равняется 900 сомов в месяц. Только в одном случае если семья имеет доход 905 сомов в месяц, то такие исключаются из государственных пособий, хотя такие семья требуют мер социальной защиты в том числе в виде государственных пособий.
Необходимо отметить, что к вышеназванным выводам о коррупционных и социальных последствиях в случае сохранение старой модели выплат пособий, Ассоциация и ЦЗД пришли по результатам проведенных мониторингов системы выплат государственных пособий, в том числе и проведения собственного исследования назначения и выплаты ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, имеющих детей, проведенного 2016 году, и изучения исследования Национального статистического комитета КР.
Кроме того, своим письмом в Ассоциацию от 14 декабря 2017 года №12-20612/17 Комитет ЖК КР по социальным вопросам, образованию, науки, культуре и здравоохранению выразил поддержку Закону КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163. Министр финансов не раз, выступая в ЖК КР относительно данного Закона в декабре 2016 года, заявлял, что финансовые ресурсы на реализацию данного законопроекта есть в Республиканском бюджете. То же самое было подтверждено письмом Министерства финансов КР в Ассоциацию от 20 декабря 2017 года № 13-2-2/14057.
Согласно ст. 50 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», экспертная служба Аппарата по проекту закона в обязательном порядке представляет заключения с результатами правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной экспертиз.
Надеемся, что Жогорку Кенеш Кыргызской Республики будет действовать в наилучших интересах детей Кыргызстана, намерено бороться с коррупцией и бюрократией, в связи с чем откажется от дальнейшей поддержки проекта Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере социальной защиты и местного самоуправления», и сохранит принятый Жогорку Кенешом КР Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163.

С уважением,

Наталья Шипп,
Исполнительный директор Ассоциации НКО
по продвижению прав и интересов детей в КР

Мира Итикеева
Исполнительный директор Центра защиты Детей

Комментировать »

Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР | 05.03.2018 | В рубриках: Новости

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв


ChildreNetwork, 2018 | Главная страница