Некоторые аспекты политики адресности для Республики Кыргызстан

Share
Share Button

Важность механизмов адресности
Адресность важна не только в сфере денежной социальной помощи, но и в ряде других важных сфер предоставления государственных услуг, включая социальное обеспечение, услуги здравоохранения, компенсацию расходов на обеспечение энергией, пенсионное обеспечение, различные субсидии и т.п. В основе всех этих программ прямо или косвенно лежит некий механизм обеспечения адресности. Фактически, основной объём расходов на социальную помощь осуществляется в виде неденежных трансфертов или в виде программ, не находящихся в сфере прямого управления со стороны центрального правительства. И в самом деле: многие пособия в Республике Кыргызстан предоставляются районными, муниципальными и коммунальными органами и организациями, использующими свои собственные разнообразные механизмы отбора получателей. В свою очередь организации-доноры тоже предоставляют помощь на основе принципов адресности. И, наконец, системы реагирования на чрезвычайные ситуации нуждаются в механизмах координации и предоставления помощи, в основе которых должна лежать система оценки уязвимости.

Стратегические аспекты
Таким образом, подход к политике адресности и реформированию системы социальной помощи должен иметь комплексный характер, учитывающий особенности различных секторов, а также планы реформирования в других сферах на ближайшую перспективу. Кроме того, не следует забывать об администрировании. Во-первых, разобщённое администрирование различных механизмов отбора получателей дорого стоит и ложится на заявителей и получателей бременем излишней бумажной волокиты и бюрократии. Во-вторых, уровень администрирования (министерство или местный орган государственной власти или община) будет диктовать, насколько контролируемыми будут результаты, что также может отразиться на местной социальной динамике и политике. В-третьих, необходимо креативно и эффективно применять современные технологии, чтобы оптимизировать бизнес-процессы и облегчить бремя лиц, обращающихся за социальной помощью, что повысит уровень удовлетворённости населения предоставляемыми государственными услугами.

Какие варианты обеспечения адресности могут применяться?
В целом, существует несколько методов обеспечения адресности: (1) проверка нуждаемости — механизм, опирающийся на прямую оценку доходов домохозяйства и/или имеющихся у него активов на основании поданной домохозяйством декларации и/или записей, внесенных в государственные реестры; (2) проверка нуждаемости по косвенным показателям или непрямой метод оценки потребностей, которая предусматривает оценку ряда социально-демографических показателей и показателей уровня жизни, составляющих интегральный показатель благосостояния каждого домохозяйства; (3) механизмы общинного уровня, предусматривающие делегирование оценки и принятия решений местным общинам для использования их осведомленности о жизненной ситуации конкретного домохозяйства; (4) категорийные механизмы, которые сосредоточены на отдельных членах конкретных групп, часто связанных со стадией жизненного цикла, например, детство или старость, или формой уязвимости, такой как инвалидность; (5) географические механизмы, предоставляющие приоритет определенным общинам в связи со сложными условиями проживания, которые часто находят своё отражение в «картах бедности». И, наконец, все чаще наблюдается тенденция увязки предоставления помощи с участием в реализации мер по активизации рынка труда и/или с установлением для домохозяйства условий, предусматривающих достижение определенных целей в области человеческого развития (в таких сферах, как здравоохранение, получение образования, питание и т.п.). Возможности всех этих методов ограничены, но сочетание различных методов, как правило, приносит максимальный результат, сводя к минимуму ошибки, связанные с предоставлением помощи тем, кто в ней не нуждается, и её непредоставлением нуждающимся, а также помогает домохозяйствам преодолеть временный кризис и создать новые экономические возможности на перспективу. В Республике Кыргызстан практически все описанные выше формы адресного предоставления помощи уже применяются в различных сочетаниях, но это до сих пор не устранило озабоченности по поводу (а) формирования оптимального комплекса инструментов адресности; (б) качества применения каждого из методов; (в) надлежащего разделения труда, связанного с администрированием различных методов и (г) уровня использования технологий.

Какой план действий?
Работа по реформированию системы социальной помощи — это весьма трудоёмкий процесс. Во-первых, необходимо провести инвентаризацию методов, уже применяемых в Республике Кыргызстан, и тщательно проверить, какие из них срабатывают, а какие — нет. Во-вторых, следует оценить опыт других регионов и стран на предмет возможности его применения в условиях Республики Кыргызстан. В-третьих, нужно провести консультации, направленные на выработку концепции, детализацию государственной политики и административных параметров. В-четвёртых, необходимо подготовить и реализовать пилотный проект, а затем оценить его результаты (как минимум, на оперативном уровне). И, наконец, выработанное таким образом новое решение необходимо утвердить и кодифицировать постановлением Правительства, утвердить соответствующие инструкции и провести обучение их применению.

Предлагаемый график реализации
• Изучение национального и международного опыта и выработка концепции (май 2018 года)
• Разработка и запуск пилотного проекта (июль 2018 года)
• Завершение реализации и оценка результатов пилотного проекта (сентябрь 2018 года)
• Внесение предложений по новому механизму (с нормативными и оперативными документами) (декабрь 2018 года).
• Запуск новой системы (январь 2019 года).

Комментировать »

Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР | 05.03.2018 | В рубриках: Новости

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв


ChildreNetwork, 2018 | Главная страница