Share
Share Button

13.02.2018 года

Премьер Министру КР
Исаковe С. Дж.

Уважаемый Сапар Джумакадырович!

ОЮЛ «Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР», ОО «Центр Защиты Детей» свидетельствуют о своем уважении, и просят Вас отказаться от дальнейшего продвижения проекта Закона КР о внесении изменений и дополнений в Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике».
1 февраля 2017 года, Министерства труда и социального развития КР на сайте Правительства КР вынесло на общественное обсуждение проект Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере социальной защиты и местного самоуправления». Данным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163, которые вызывают нашу озабоченность, и мы вынуждены не согласится со следующими поправками:
1. Пунктом 4 и 5 статьи 1 проекта Закона предлагается «единовременное пособие при рождении каждого ребенка – “балага суйунчу”», «ежемесячное пособие по уходу за каждым ребенком до 3 лет – “балага жолок”» признать утратившим силу, и вносится новый вид пособия «ежемесячное пособие наиболее нуждающимся семьям, имеющим детей до 16 лет, – «уй-булого комок», и выплата «Единовременная выплата семьям при рождении ребенка «балага суйунчу»».
Комментарии
а) Исключение единовременного пособия при рождении каждого ребенка «балага суйунчу» из числа государственных пособий и перенос в «единовременную выплату семьям при рождении ребенка «балага суйунчу» согласно наименованию Закона и предмета регулирования Закона, является недопустимым. Согласно статьи 1 Закона КР «О государственных пособиях в КР» устанавливаются государственные пособия, их виды, регулируютсят отношения, связанные с назначением и выплатой государственных пособий, включая процессы, вытекающие из этих отношений. Соответственно, использование «балага суйунчу» как единовременной выплаты, не может регулироваться законом, регулирующим государственные пособия.
б) Отказ от «ежемесячного пособия по уходу за каждым ребенком до 3 лет – “балага жолок”»», «ежемесячного пособия гражданам (семьям), имеющим 3 и более детей в возрасте от 3 до 16 лет, – “уй-булого комок”»» и фактический возврат к действующему пособию «ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющих детей», только в другой формулировке «ежемесячное пособие наиболее нуждающимся семьям, имеющим детей до 16 лет, – «уй-булого комок», является действием, направленным на сохранение коррумпированной системы назначения выплат, к системе назначения пособий, которая наихудшим образом сказывается на гражданах страны, связанной с чрезмерной сложностью, неоправданно высоким количеством требуемых документов, высоким риском исключения из системы назначения государственных пособий. Возврат к действующей системе назначения пособий малообеспеченным семьям, имеющим детей, повлияет на:
• рост воспроизводства бедности и взращиванию последующих поколений бедных семей с детьми;
• ухудшение раннего развития детей, их когнитивных навыков и знаний вне зависимости от уровня доходов их семей, для формирования в дальнейшем качественных и конкурентных трудовых ресурсов;
• в целом повлияет на генофонд страны;
• ухудшение коррупционного рейтинга страны, и в целом такого явления как коррупция в стране;
• в итоге, ухудшит социальную стабильность в стране, и неравенство в обществе.

Необходимо отметить, что к вышеназванным выводам и возможным последствиям Ассоциация и ЦЗД пришли по результатам проведенных мониторингов системы выплат государственных пособий, в том числе и проведения собственного исследования назначения и выплаты ежемесячного пособия малообеспеченным семьям, имеющих детей, проведенного 2016 году, и изучения исследования Национального статистического комитета КР.

2. Пункт 1 части 1 статьи 3 предлагается изложить в следующей редакции «граждан Кыргызской Республики, проживающих на территории Кыргызской Республики».
Комментарии
Согласно Конституции КР Кыргызская Республика развивает систему социальных служб, медицинского обслуживания, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч.3, статьи 9). Гражданам гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца в случаях и порядке, предусмотренных законом (ч. 1, статьи 53). Тем самым Конституция КР гарантирует право на социальную защиту, в том числе на государственное пособие всем гражданам Кыргызской Республики в независимости от места жительства и пребывания граждан Кыргызской Республики. Предлагаемая поправка не выдерживает требования Конституции КР, изложенных в статье 16, согласно которой «Кыргызская Республика уважает и обеспечивает всем лицам, находящимся в пределах ее территории и под ее юрисдикцией, права и свободы человека. Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств». Более того, внесение данной поправки может быть дестабилизирующим обстоятельством, учитывая всем известный высокий уровень внешней миграции граждан Кыргызской Республики.

Так же проект Закона усиливает бюрократию и увеличивает количество документов для назначения пособия. Так, предлагается следующая поправка в статью 7 «Нуждающаяся (малообеспеченная) семья для включения в список наиболее нуждающихся семей и получения ежемесячного пособия наиболее нуждающимся семьям, имеющим детей до 16 лет «уй-булого комок»» представляет в орган местного самоуправления установленные Правительством КР документы, включая единые налоговые декларации каждого члена семьи, в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.» В случае принятия данного законопроекта , получатели пособий столкнутся с как минимум двумя бюрократическими процедурами: во-первых, гражданам необходимо получить статус «нуждающейся семьи», что также может быть причиной коррупции, а во-вторых, заявителю на пособие нужно попасть в список «наиболее нуждающейся семьи», и это еще без процедуры назначения пособия. Включение в перечень документов единой налоговой декларации гарантированно станет причиной исключения из системы назначения и выплаты пособий нуждающимся детям. Данные поправки могут стать причиной недовольства граждан страны, что прямым образом повлияет на социальную и политическую стабильность в стране и идет в разрез с заявлениями Президента Кыргызской Республики о борьбе с коррупцией.

Дополнительно сообщаем, что проект редакции законопроекта, находящийся на сайте Правительства на общественном слушание, противоречит редакции законопроекта, который до этого обсуждался в рабочей группе по разработке данного законопроекта, где предлагалось «ежемесячное пособие по уходу за каждым ребенком до 3 лет – “балага жолок”»», оставить, но срок назначения сократить до 18 месяцев. Получается, что рабочая группа была создана формально, и к мнению ее членов никто прислушался.
На основании вышеизложенного считаем необходимым сохранить концепцию и виды государственных пособий изложенных в Законе КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163
Кроме того, своим письмом в Ассоциацию от 14 декабря 2017 года №12-20612/17 Комитет ЖК КР по социальным вопросам, образованию, науки, культуре и здравоохранению выразил поддержку Закону КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике» от 28 июля 2017 года №163. Министр финансов не раз, выступая в ЖК КР относительно данного Закона в декабре 2016 года, заявлял, что финансовые ресурсы на реализацию данного законопроекта есть в Республиканском бюджете. То же самое было подтверждено письмом Министерства финансов КР в Ассоциацию от 20 декабря 2017 года № 13-2-2/14057

Надеемся, что Правительство КР будет действовать в наилучших интересах детей Кыргызстана, намерено бороться с коррупцией и бюрократией, в связи с чем откажется от дальнейшего продвижения проекта Закона КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в сфере социальной защиты и местного самоуправления», который 1 февраля 2017 года, Министерства труда и социального развития КР на сайте Правительства КР вынесло на общественное обсуждение.

С уважением,

Наталья Шипп,
Исполнительный директор Ассоциации НКО
по продвижению прав и интересов детей в КР

Мира Итикеева
Исполнительный директор Центра защиты Детей

Комментировать »

Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР | 13.02.2018 | В рубриках: Новости

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв


ChildreNetwork, 2018 | Главная страница