КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О ДЕТЯХ

Share
Share Button

г.Бишкек, от 7 августа 2006 года N 151

  (В редакции Закона КР от 27 апреля 2009 года N 132)

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Законодательство в области защиты прав и интересов

детей

Глава 2. Задачи государственных органов в сфере реализации

прав и интересов детей

Глава 3. Специализированные органы по защите прав и законных

интересов детей

РАЗДЕЛ II. ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ГАРАНТИИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Глава 4. Правовой статус детей, регистрация рождения,

гражданство

Глава 5. Обеспечение прав и интересов детей в области семейных

правоотношений

Глава 6. Основные направления обеспечения прав и интересов

детей в области образования

Глава 7. Основные направления обеспечения прав и интересов

детей в области здравоохранения

Глава 8. Основные направления обеспечения прав и интересов

детей в области социальных и трудовых правоотношений

Глава 9. Личные имущественные и неимущественные права детей

РАЗДЕЛ III. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

Глава 10. Ювенальная юстиция

РАЗДЕЛ IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Настоящий Кодекс устанавливает основные гарантии прав, свобод и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, иными законодательными актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в установленном порядке в законную силу.

Кыргызская Республика признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

 РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Глава 1

Законодательство в области защиты прав

и интересов детей

 Статья 1. Основные задачи законодательства в области защиты прав и интересов детей

 1. Целями настоящего Кодекса являются защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, законных интересов и свобод детей.

2. Задачами настоящего Кодекса являются регулирование прав и интересов детей, установление принципов и мер защиты детей, обеспечивающих реализацию их прав; формирование гарантийных основ прав ребенка; функционирование соответствующих органов и организаций по защите прав и законных интересов ребенка; определение компетенции государственных и муниципальных органов в области охраны и защиты прав детей и порядок их взаимодействия.

 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

 В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

всесторонняя оценка – полная оценка биографии ребенка и его потребностей, проводимая Отделом по поддержке семьи и детей;

уполномоченный государственный орган – орган государственного управления, специальный уполномоченный по вопросам защиты прав и интересов детей;

дееспособность ребенка – способность ребенка своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность);

дети, находящиеся в кризисной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, являющиеся жертвой вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, выходцы из семей беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшиеся в экстремальных условиях, являющиеся жертвой насилия; отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, проживающие в малоимущих семьях, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

детская проституция – использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения;

детская порнография – любое изображение ребенка, какими бы то ни было средствами, совершающего реальные или смоделированные откровенно сексуальные действия, или любое изображение половых органов ребенка в сексуальных целях;

опекун (попечитель) – лицо, назначенное в установленном законом порядке для осуществления функций по опеке и попечительству;

опека (попечительство) – правовая форма защиты прав и интересов детей и лиц, признанных судом недееспособными (ограниченно дееспособными);

правоспособность ребенка – способность иметь гражданские права и обязанности, возникающая с момента его рождения и прекращающаяся со смертью;

приемная семья – семья, образуемая на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, или семья, которая в установленном законодательством порядке осуществила усыновление;

план предоставления заботы – документ, разработанный Отделом по поддержке семьи и детей, детализирующий услуги по защите ребенка на основе всесторонней оценки ребенка и его семьи (окружения);

план по оказанию услуг – ежегодный план, составленный Отделом по поддержке семьи и детей, детализирующий услуги по защите ребенка в целях обеспечения потребностей ребенка в данном Отделе;

ребенок (дети) – это физическое(ие) лицо(а), не достигшее(ие) восемнадцатилетнего возраста;

расследование – предварительное обследование нужд ребенка и обстоятельств его жизни, а также размер необходимых услуг, содействующих защите ребенка;

ребенок-беженец – ребенок, которому предоставлен статус беженца в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

семья – круг лиц, связанных имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание и призванными способствовать укреплению и развитию семейных отношений;

семейный детский дом – это одна из форм воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;

социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация – комплекс мероприятий государственных и иных негосударственных органов, организаций и учреждений, направленных на восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций, а также на восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем;

торговля детьми – любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение;

фостерная семья – семья, которая в установленном порядке осуществляет опеку или попечительство ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста;

ювенальная юстиция – система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, от 14 до 18 лет, включающая в себя вопросы отправления правосудия и социальной реабилитации.

 Статья 3. Основные принципы реализации прав детей

 Кодекс Кыргызской Республики о детях основывается на следующих принципах:

– признание первоочередности прав и интересов ребенка с их закреплением в законодательстве;

– недопустимость дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей, законных представителей или каких-либо иных обстоятельств;

– обеспечение первоочередной защитой и заботой детей в целях обеспечения их наилучшего благополучия;

– уважение и обеспечение прав и свобод ребенка как равноправного члена общества;

– обеспечение права ребенка выражать свое мнение с обязательным его учетом при принятии решений, касающихся ребенка;

– обеспечение защиты ребенка от всех форм физического, морального насилия, оскорбления или злоупотребления, а также отсутствия заботы или небрежного обращения и применения к нему всех форм эксплуатации;

– уважение прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих, несущих ответственность за воспитание ребенка в соответствии с его развивающимися способностями;

– государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав и интересов, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

– повышение осведомленности и чувствительности родителей, их представителей и общества к правам и особым нуждам детей;

– децентрализация услуг по защите ребенка, обеспечение партнерства между государственными и негосударственными учреждениями в сфере защиты прав и интересов детей;

– ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также граждан за нарушение прав, свобод и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

– обеспечение стабильности и непрерывности опеки, воспитания и образования ребенка с учетом этнического, религиозного и культурного происхождения ребенка при предоставлении мер по его защите;

– охрана и защита прав и свобод ребенка со стороны государства, общества, семьи;

– обязанность родителей и лиц, их заменяющих, обеспечить надлежащее развитие ребенка, уделяя при этом особое внимание на наилучшее обеспечение интересов ребенка.

 Статья 4. Законодательство и иные акты, содержащие нормы по защите прав и интересов детей

 1. Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения прав детей состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

2. Если международным договором, вступившим в силу в установленном законом порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Кыргызской Республики, применяются правила международного договора.

 Статья 5. Сфера применения настоящего Кодекса

 Настоящий Кодекс регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав, свобод и законных интересов ребенка в Кыргызской Республике, и распространяется на граждан Кыргызской Республики, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Кыргызской Республики.

Настоящий Кодекс также регламентирует деятельность государственных и муниципальных органов, юридических и физических лиц, занимающихся защитой прав и интересов детей на территории Кыргызской Республики.

 Глава 2 Задачи государственных органов в сфере реализации прав и интересов детей

 Статья 6. Государственная политика в области защиты прав и интересов детей

 1. Целями государственной политики в области защиты прав и интересов детей являются:

– гарантия и защита прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка и иными законодательными актами Кыргызской Республики и международными договорами, вступившими в установленном порядке в законную силу;

– формирование сознательного отношения граждан к рождению здоровых, желанных детей путем воспитания у родителей ответственности за их рождение;

– внедрение и распространение приемлемого гендерного развития, сохраняющего положительные национальные традиции, обеспечивающего равенство прав, свобод и соблюдения интересов детей;

– совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей предпосылки и условия по охране прав и интересов детей;

– содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также развитию личности ребенка в интересах общества.

2. Государственная политика в области защиты прав и интересов детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется в пределах выделенных средств из республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных источников и иных источников, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 7. Задачи Правительства Кыргызской Республики в области реализации и защиты прав и интересов детей

 Правительство Кыргызской Республики обладает следующими полномочиями в области защиты прав, свобод и законных интересов ребенка:

– определение единой государственной политики в области охраны прав, свобод и законных интересов детей;

– осуществление выбора приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав, свобод и законных интересов ребенка, охраны его здоровья, воспитания и нравственности;

– принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка;

– утверждение государственных минимальных стандартов услуг с учетом региональных различий;

– установление социальных гарантий и льгот по обеспечению отдыха и оздоровления детей;

– оказание финансовой, организационной, информационно-методической и иной помощи органам местного самоуправления;

– определение ответственных государственных органов за исполнение государственных целевых программ в области защиты прав, свобод и законных интересов детей;

– осуществление контроля за деятельностью государственных органов в области защиты прав и интересов детей;

– исполнение законодательства Кыргызской Республики и международных обязательств, взятых на себя Кыргызской Республикой по вопросам защиты прав ребенка;

– оказание государственной поддержки физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность по защите прав, свобод и законных интересов ребенка;

– утверждение Типового положения о Комиссии по делам детей;

– утверждение Типового положения о порядке осуществления защиты прав ребенка;

– утверждение Положения о порядке проведения аккредитации организаций, работающих в области оказания услуг детям;

– утверждение Порядка размещения ребенка вне семьи;

– утверждение Порядка и сроков хранения документов Отдела по поддержке семьи и детей.

 Статья 8. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области образования, науки и молодежной политики

 В задачи уполномоченного государственного органа в области образования, науки и молодежной политики входят:

– реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в учреждениях образования независимо от их ведомственной подчиненности;

– разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области образования, науки и молодежной политики;

– разработка и принятие в пределах своей компетенции ведомственных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области образования;

– подготовка и реализация государственных целевых программ по защите прав, свобод и законных интересов ребенка в области образования, науки и молодежной политики;

– осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях;

– заключение международных соглашений по вопросам образования, науки и молодежной политики в области защиты прав и интересов детей;

– установление нормативных ограничений по распространению печатной продукции, аудио- , видео- и иной продукции, не подлежащей распространению среди детей.

 Статья 9. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области

здравоохранения

 В задачи уполномоченного государственного органа в области здравоохранения входят:

– осуществление мероприятий по обеспечению здорового образа жизни путем оказания детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу;

– реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в организациях здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности;

– предоставление всем детям, проживающим на территории Кыргызской Республики, равных возможностей в реализации права на получение медицинской помощи;

– разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области здравоохранения;

– разработка и принятие, в пределах своей компетенции, ведомственных нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области обеспечения здорового образа жизни;

– разработка и реализация государственных целевых программ по защите прав, свобод и законных интересов ребенка в области здравоохранения;

– осуществление контроля за качеством и доступностью медицинских услуг, оказываемых детям государственными и негосударственными организациями здравоохранения, а также физическими лицами, имеющими лицензию на частную медицинскую практику;

– осуществление защиты прав и интересов детей, предоставление им необходимых условий жизни, способствующих физическому, умственному, духовному, нравственному и социальному развитию;

– принятие необходимых мер для снижения заболеваемости и смертности среди детей;

– усиление санитарно-образовательной работы в области профилактической медицины по вопросам планирования семьи и формирования здорового образа жизни;

– взаимодействие с министерствами, государственными комитетами, административными ведомствами, органами местного самоуправления, юридическими лицами с целью обеспечения прав и интересов детей в области здравоохранения;

– взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам защиты прав детей в случаях жестокого обращения с ними;

– осуществление просветительской деятельности путем распространения специальной литературы, проспектов, бюллетеней по вопросам охраны здоровья ребенка;

– заключение международных соглашений по вопросам здравоохранения, направленных на защиту прав и интересов детей.

 Статья 10. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты населения

 К задачам уполномоченного государственного органа в области труда и социальной защиты населения относятся:

– реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области труда и социальной защиты;

– разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, направленных на осуществление детьми своих прав, свобод и законных интересов в области труда и социальной защиты;

– разработка и реализация государственных целевых программ, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области труда и социальной защиты;

– осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях, имеющихся возможностях для получения государственной помощи в сфере социальной защиты;

– заключение международных соглашений в области труда и социальной защиты, направленных на охрану прав и интересов детей.

 Статья 11. Задачи в области защиты прав и интересов детей уполномоченного государственного органа в области

миграции и занятости

 К задачам уполномоченного государственного органа в области миграции и занятости относятся:

– реализация государственной политики по охране прав и интересов детей в области миграции и занятости;

– разработка нормативных правовых актов Кыргызской Республики, направленных на осуществление детьми своих прав, свобод и законных интересов в области миграции и занятости;

– разработка государственных целевых программ, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов ребенка в области миграции и занятости;

– осуществление мероприятий по информированию детей о их правах и обязанностях, имеющихся возможностях для получения государственной помощи в сфере трудоустройства;

– осуществление мероприятий по защите прав и законных интересов беженцев;

– заключение международных соглашений в области миграции и занятости, направленных на охрану прав и интересов детей.

 Статья 12. Задачи и полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской

Республики в области защиты прав и свобод детей

 1. В задачи Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики входят:

– защита прав и свобод детей;

– осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления прав и свобод детей;

– предупреждение нарушений прав и свобод детей и содействие в их восстановлении;

– предупреждение любых форм дискриминации в процессе реализации детьми своих прав и свобод;

– содействие правовой информированности детей.

К полномочиям Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики относятся:

– рассмотрение заявлений и жалоб о нарушениях прав детей и сообщение заявителю (заявителям) о результатах проверки заявлений и жалоб, поданных как детьми, так и иными лицами;

– информирование должностных лиц уполномоченных государственных органов, в том числе прокурора, о фактах нарушения прав и законных интересов детей с требованием их немедленного рассмотрения;

– посещение в любое время мест содержания задержанных детей, мест предварительного заключения детей, соответствующих учреждений, в которых дети отбывают наказание, учреждений принудительного лечения и перевоспитания детей, а также получение информации об условиях их содержания и проверка документации, удостоверяющей законность их пребывания в указанных учреждениях;

– присутствие на заседаниях судов всех инстанций при условии согласия подзащитного лица и с учетом требований процессуального законодательства;

– обращение в суд с заявлением о защите прав и свобод ребенка (детей), который (которые) по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может (не могут) представлять свои интересы, а также принятие участия лично или через своего представителя в судебном процессе в случаях и в порядке, установленных законом;

– направление в соответствующие органы актов реагирования для принятия ими соответствующих мер в случае выявления нарушенных прав и свобод детей;

– проверка состояния соблюдения установленных прав и свобод детей соответствующими государственными органами, в том числе осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

2. Омбудсмен (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в области защиты прав и свобод детей осуществляет также другие полномочия, предусмотренные Законом Кыргызской Республики “Об Омбудсмене (Акыйкатчы) Кыргызской Республики”.

 Глава 3

Специализированные органы по защите прав и законных интересов детей

 Статья 13. Перечень органов, составляющих систему служб по предоставлению услуг по защите прав и законных интересов детей

1. Специализированными органами по защите прав и законных интересов детей являются:

– специально уполномоченный орган при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей;

– Комиссия по делам детей;

– Отдел по поддержке семьи и детей.

2. Все органы, перечисленные в настоящей статье, обладают правом свободного доступа в организации, работающие в области защиты прав и интересов детей, с целью проверки их деятельности, соблюдения ими прав, свобод и законных интересов детей.

 Статья 14. Правовой статус и компетенция уполномоченного государственного органа при Правительстве Кыргызской

Республики в области защиты прав и интересов детей 

 Главными задачами уполномоченного государственного органа при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов ребенка являются:

– реализация государственной политики в области охраны прав, свобод и законных интересов детей;

– разработка государственных минимальных услуг по социальной защите детей, мониторинг их соблюдения и разъяснение их содержания;

– осуществление аккредитации организаций, работающих в области оказания услуг детям, и контроль за их деятельностью;

– утверждение плана годовой работы Отдела по поддержке семьи и детей;

– повышение осведомленности общественности о правах детей, а также положений Конвенции ООН по правам ребенка;

– рассмотрение жалоб и заявлений на решения Комиссии по делам детей, поданных в том числе и детьми.

 Статья 15. Аккредитация организаций, работающих в области оказания услуг детям

 Для обеспечения безопасности и благополучия детей уполномоченный государственный орган осуществляет аккредитацию организаций, работающих в области оказания услуг детям.

Услуги организаций, работающих в области оказания услуг детям, включают в себя консультирование, открытие семейных детских домов, фостерные и иные услуги.

Перечень услуг, предоставление которых требует прохождения аккредитации организаций, устанавливается Правительством Кыргызской Республики.

 Статья 16. Структура, правовой статус и задачи Комиссии по делам детей

 1. Комиссия по делам детей создается:

– при районных администрациях – в соответствующих районах;

– при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии, городской управе) – в соответствующих городах, не имеющих районного деления;

– при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии) – в соответствующих городах, имеющих районное деление.

2. Комиссия по делам детей не является постоянно действующим рабочим органом и осуществляет свою деятельность на периодичной основе. Работа Комиссии по делам детей организуется секретариатом, работающим на постоянной основе, созданным соответствующим органом местного самоуправления или местной государственной администрацией. Положение и состав Комиссии по делам детей утверждаются соответствующим органом, при котором создана указанная Комиссия.

3. В состав Комиссии по делам детей входят:

– представитель органа внутренних дел;

– представитель органа образования, науки и молодежной политики;

– представитель органа здравоохранения;

– представитель органа по труду и социальной защите;

– представитель районной администрации или исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления;

– 4 представителя гражданского общества.

4. Задачами Комиссии по делам детей являются:

– одобрение решений Отдела по поддержке семьи и детей, касающихся определения дальнейшей судьбы ребенка (оставление в семье, передача в приемную семью, помещение в открытое или закрытое учреждение);

– утверждение решений Отдела по поддержке семьи и детей относительно выбора приемной или фостерной семьи;

– контроль за деятельностью Отдела по поддержке семьи и детей;

– обеспечение вызволения ребенка в случае его неправомерного помещения в открытое или закрытое учреждение;

– рассмотрение заявлений и жалоб на действия работников Отдела по поддержке семьи и детей, а также на качество предоставляемых услуг детям или нарушений прав ребенка.

5. Комиссия по делам детей ежеквартально представляет отчет о своей деятельности в уполномоченный государственный орган при Правительстве Кыргызской Республики в области защиты прав и интересов детей.

6. Решение Комиссии по делам детей может быть обжаловано в судебном порядке.

 Статья 17. Правовой статус и задачи Отдела по поддержке семьи и детей

 1. Отдел по поддержке семьи и детей создается:

– при районных администрациях – в соответствующих районах;

– при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии, городской управе) – в соответствующих городах, не имеющих районного деления;

– при исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления (мэрии) – в соответствующих городах, имеющих районное деление.

2. Отдел по поддержке семьи и детей является структурным подразделением соответствующего органа, в полномочия которого входит его создание. Положение об Отделе по поддержке семьи и детей утверждается соответствующим органом.

3. Задачами Отдела по поддержке семьи и детей являются:

– предупреждение и профилактика правонарушений среди детей;

– выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают их надлежащее воспитание и содержание;

– расследование и оценка ситуации ребенка, находящегося в кризисной ситуации;

– предоставление услуг по защите прав и законных интересов детей, находящихся в кризисной ситуации, включая профилактические услуги, реабилитацию и услуги по реинтеграции в общество;

– присвоение фамилии, имени и отчества ребенку, если оба его родителя неизвестны;

– избрание формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам оценки нужд ребенка;

– разработка плана годовой работы Отдела по поддержке семьи и детей;

– осуществление выбора опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей;

– ведение учета детей, над которыми установлены опека или попечительство;

– осуществление контроля за деятельностью опекунов, усыновителей, фостерных или приемных семей в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них обязанностей;

– оказание помощи опекунам, фостерным или приемным семьям;

– информирование детей, работодателей, родителей и лиц, их заменяющих, о разрешенных формах использования детского труда;

– принятие мер по защите жилищных прав детей и по обеспечению их в случае необходимости жилой площадью;

– осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном обеспечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях;

– рассмотрение обращений детей, а также должностных лиц, организаций и граждан, касающихся нарушения прав и законных интересов ребенка;

– представление интересов детей в органах следствия, прокуратуры и суда;

– назначение представителя ребенка в случае разногласий между ним и родителями для защиты его прав и интересов;

– обращение в суд для лишения родителей родительских прав или об отобрании у них детей без лишения родительских прав;

– участие в судебном рассмотрении дел о лишении родительских прав;

– участие в процедуре усыновления детей путем дачи заключения об обоснованности усыновления;

– представление ежеквартальных отчетов в уполномоченный государственный орган в области защиты прав и интересов детей.

Отдел по поддержке семьи и детей для выполнения своих функциональных обязанностей вправе привлекать другие организации путем заключения контрактов.

4. Порядок и сроки хранения документов Отдела по поддержке семьи и детей устанавливаются решением Правительства Кыргызской Республики.

 РАЗДЕЛ II

ПРАВА И ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ГАРАНТИИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

 Глава 4

Правовой статус детей, регистрация рождения, гражданство

 Статья 18. Обеспечение прав ребенка

 Каждый ребенок должен быть обеспечен такой защитой и заботой, которые необходимы для его благополучия. При этом должны быть приняты во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 19. Регистрация рождения ребенка

 1. В случае рождения ребенка в медицинском учреждении для регистрации факта рождения выписывается справка о рождении в двух экземплярах, один из которых выдают матери или отцу ребенка, другой отправляют в органы записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) по месту жительства ребенка в течение 5 дней со дня рождения ребенка.

Одна копия справки о рождении остается в родильном доме. Родильный дом хранит информацию о рождении ребенка в течение 20 лет. Ежегодно, не позднее месячного срока по истечении текущего года, журнал регистрации факта рождения родильным домом и районным ЗАГСом отправляется в Центральный архив ЗАГСа для архивирования и дальнейшего хранения.

2. В случае рождения ребенка вне пределов медицинского учреждения врач или другой уполномоченный соответствующими органами здравоохранения медицинский работник должен выписать справку, подтверждающую факт рождения ребенка, в порядке, определенном пунктом 1 настоящей статьи.

3. При регистрации факта рождения ребенка в случае отказа родителей от него один экземпляр справки также в обязательном порядке направляется в детское учреждение, куда определен ребенок.

4. Невыполнение требований настоящей статьи родителями ребенка, врачом или иным уполномоченным органом здравоохранения медицинским работником влечет за собой ответственность указанных лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Порядок регистрации рождения ребенка, установления происхождения ребенка, а также установления отцовства, внесения изменений в свидетельство о рождении ребенка регулируется законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 27 апреля 2009 года N 132)

 Статья 20. Право на имя и гражданство

 1. Каждый ребенок должен быть зарегистрирован сразу после рождения.

2. Каждый ребенок имеет право на собственное имя и гражданство. Ребенок имеет право знать своих родителей, насколько это возможно, и получать их заботу.

Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются Законом Кыргызской Республики “О гражданстве Кыргызской Республики”. Документом, удостоверяющим гражданство ребенка, является свидетельство о рождении и/или паспорт.

3. Порядок определения имени, фамилии ребенка, изменение фамилии, имени и отчества ребенка регламентируется законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 21. Право ребенка на свободу выражения мнения

 1. Каждый ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения. Это право включает свободу искать, получать и передавать разностороннюю информацию и идеи любого рода, содействующие социальному, духовному и моральному благополучию ребенка, его физическому и психическому здоровью, в устной и письменной формах.

2. Законные представители ребенка, а также лица, которые в силу занимаемых должностей содействуют обеспечению прав ребенка, обязаны представлять информацию, объяснения и советы ребенку с учетом его возраста.

3. Осуществление права ребенка выражать мнение может подвергаться некоторым ограничениям в случаях, предусмотренных законами, в целях:

– уважения прав и репутации других лиц;

– охраны государственной безопасности или общественного порядка или здоровья и нравственности населения Кыргызской Республики.

 Статья 22. Право быть заслушанным

 1. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право быть заслушанным по всем вопросам, затрагивающим его интересы.

2. Право быть заслушанным включает право ребенка запрашивать и получать любую информацию, консультацию, выражать свое мнение, быть проинформированным о последствиях, которые могут наступить, если мнение ребенка будет принято.

3. Каждый ребенок вправе быть заслушанным непосредственно либо через представителя в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 23. Право на свободу совести и религии

 1. Каждый ребенок имеет право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакую.

2. Никто не вправе без согласия ребенка, а также его родителей, лиц, их заменяющих, изменить или принудить исповедовать ту или иную религию.

3. Ограничения свободы совести и религии могут быть лишь на основании закона или решения суда в случаях, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения и защиты основных прав и свобод других лиц.

 Статья 24. Защита прав детей

 1. Защита прав ребенка, осуществляемая Отделом по поддержке семьи и детей, должна включать следующие этапы:

– всесторонняя оценка ситуации;

– планирование мероприятий по защите прав ребенка;

– вынесение решения и окончательное утверждение.

Типовое положение о порядке осуществления защиты прав ребенка утверждается Правительством Кыргызской Республики.

2. Отдел по поддержке семьи и детей проводит всестороннюю оценку реализации прав ребенка и оценку его семьи в течение 30 дней с момента обращения или обнаружения факта необходимости защиты ребенка.

3. Сотрудник Отдела по поддержке семьи и детей, проводящий всестороннюю оценку ситуации, составляет План мероприятий предоставления заботы ребенку и в обязательном порядке решает следующие вопросы:

– нуждается ли данный ребенок в услугах Отдела по поддержке семьи и детей;

– возможно ли возвращение ребенка в семью или требуется размещение его вне семьи;

– рассмотрение в приоритетном порядке назначение ребенку опекунства, размещение в фостерную или приемную семью или усыновление.

4. План мероприятий предоставления заботы ребенку основывается на следующих принципах:

– учет мнения ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью;

– размещение ребенка должно быть на постоянной основе в случае невозможности дальнейшего его пребывания с родителями, опекунами, попечителями;

– помещение в семью является более приоритетным, чем помещение в детское учреждение;

– разделение братьев и сестер допускается только в наилучших интересах детей;

– учет национального, религиозного, культурного или языкового происхождения ребенка;

– разъяснение ребенку всей информации и принятых решений в отношении него/нее в доступной форме, в зависимости от возраста и зрелости ребенка;

– принятие решения в наиболее кратчайшие сроки и без нанесения вреда благополучию и интересам ребенка.

5. План предоставления заботы ребенку утверждается решением Комиссии по делам детей в срок, не превышающий 10 дней. В случае невыполнения сотрудником Отдела по поддержке семьи и детей требований, предусмотренных настоящей статьей, План возвращается на доработку.

6. При отсутствии согласия родителей относительно решения о размещении ребенка вне его семьи Отдел по поддержке семьи и детей направляет материал для ограничения или лишения прав родителей в суд.

7. В исключительных случаях, когда имеется прямая угроза жизни и здоровью ребенка (физическое или психологическое насилие, грубое обращение или эксплуатация и в других случаях), Отдел по поддержке семьи и детей принимает срочные меры по защите прав ребенка и принятию решения о размещении его вне семьи. В течение одних суток Отдел по поддержке семьи и детей письменно информирует прокурора и Комиссию по делам детей о принятых срочных мерах. Отдел по поддержке семьи и детей не позднее 3 дней разрабатывает План предоставления защиты, направляет материалы в Комиссию по делам детей и далее в суд.

8. Порядок размещения ребенка вне семьи определяется отдельным Положением, утверждаемым постановлением Правительства Кыргызской Республики.

9. В случае двукратного немотивированного отклонения Комиссии по делам детей от решений Отдела по поддержке семьи и детей, Отдел по поддержке семьи и детей вправе самостоятельно обжаловать такое решение в уполномоченный государственный орган в области защиты прав и интересов детей. Решение уполномоченного государственного органа в области защиты прав и интересов детей может быть обжаловано Отделом по поддержке семьи и детей в судебном порядке.

 Статья 25. Торговля детьми, детская проституция и порнография

 1. В Кыргызской Республике не допускаются торговля детьми, детская проституция и детская порнография.

2. Лица, виновные в вовлечении детей в торговлю людьми, детскую проституцию и детскую порнографию, а также лица, пользующиеся сексуальными услугами детей и распространяющие детскую порнографию, несут уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 Глава 5 Обеспечение прав и интересов детей в области семейных правоотношений

 Статья 26. Право ребенка на семейные правоотношения

 1. Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей и право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

2. Ребенок может быть разлучен с родителями исключительно в наилучших интересах ребенка и с учетом его мнения по решению, принятому в соответствии с нормами настоящего Кодекса и законодательства Кыргызской Республики.

3. Ребенок имеет право общаться со своими родителями в случае раздельного проживания его родителей, расторжения их брака или размещения ребенка вне семьи, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

 Статья 27. Ответственность родителей и лиц, их заменяющих

 Родители и лица, их заменяющие, обязаны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. Оба родителя или лица, их заменяющие, в равной мере обязаны заботиться о воспитании ребенка, должным образом осуществлять уход за ним, содержать его материально, обеспечить жильем.

Нарушение прав и ущемление законных прав и интересов ребенка родителями или лицами, их заменяющими, на содержании которых он находится, а также ненадлежащий уход за здоровьем ребенка влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

Защита прав и интересов ребенка в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на Отдел по поддержке семьи и детей и Комиссию по делам детей, действующих в соответствии с требованием законодательства Кыргызской Республики, в наилучших интересах детей.

Родители и лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом и способностями.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей или лиц, их заменяющих.

При осуществлении родительских прав родители или лица, их заменяющие, не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

 Статья 28. Оказание государственной (материальной) поддержки малообеспеченным семьям путем удовлетворения нужд детей

 1. Каждому ребенку, не получающему достаточного содержания со стороны родителей или его законных представителей, оказывается государственная помощь. Размер, порядок и условия оказания государственной помощи устанавливаются законами и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Дети-сироты или дети, оставшиеся без родительской опеки и попечительства, в установленном законом порядке содержатся за счет государства. Каждому ребенку без учета формы опеки государственные органы и органы местного самоуправления должны обеспечить одинаковые материальные условия.

2. Государство обеспечивает дополнительными льготами детей-сирот, инвалидов, детей, оставшихся без родительского попечения, детей, находящихся в зонах военных действий, межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий, экологических катастроф, детей-беженцев и вынужденных переселенцев.

 Статья 29. Усыновление

 1. Усыновление – это мера защиты прав и законных интересов ребенка, который лишен родительской заботы в своем семейном окружении.

2. Усыновление осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, и допускается только как подходящий способ защиты прав детей, в интересах детей, лишенных родительской заботы в своем семейном окружении, а также в наилучших интересах детей.

 Статья 30. Правовой статус детей-беженцев

 В Кыргызской Республике гарантируется обеспечение ребенку, желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем, в соответствии с международным или национальным законодательством, как сопровождаемому, так и не сопровождаемому его родителями или любым другим лицом, надлежащей защиты и помощи в пользовании правами, изложенными в настоящем Кодексе и других международных договорах и соглашениях по правам человека, участником которых является Кыргызская Республика.

 Статья 31. Предоставление статуса беженца детям-членам семьи беженца

 Если главе семьи был предоставлен статус беженца в Кыргызской Республике по основаниям, предусмотренным Законом Кыргызской Республики “О беженцах”, то статус беженца распространяется также и на его детей при условии их совместного проживания.

Дети имеют право на воссоединение с родителями в Кыргызской Республике и на получение статуса беженца.

Ребенок, имеющий статус беженца на территории Кыргызской Республики, пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и граждане Кыргызской Республики.

В случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих, уполномоченные государственные органы Кыргызской Республики по месту нахождения ребенка-беженца принимают меры для розыска родителей или родственников, оказывают материальную, медицинскую и иную помощь.

 Глава 6 Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области образования

 Статья 32. Обеспечение права ребенка на обязательное бесплатное школьное образование

 1. Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного школьного образования в государственных общеобразовательных организациях.

2. Государство гарантирует обязательность, бесплатность и доступность начального общего и основного общего образования, а также бесплатность среднего общего образования в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 33. Право на получение образования детьми с недостатками с физическом и умственном развитии и детьми с особыми нуждами

 1. Дети с недостатками в физическом и умственном развитии и дети с особыми нуждами имеют гарантированное право на получение бесплатного образования в государственных общеобразовательных организациях и начального профессионального образования, адекватного их физическому состоянию и возможностям.

2. Для детей с недостатками в физическом и умственном развитии и детей с особыми нуждами, не способных получить образование в государственных образовательных организациях на общих основаниях, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики создаются особые условия, включая открытие специальных групп, классов или организаций, обеспечивающих их лечение, образование, профессиональную подготовку, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

 Статья 34. Права и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, в сфере образования

 1. Родители или лица, их заменяющие, имеют право выбирать формы обучения, типы и виды образовательных организаций с учетом мнения и способности ребенка.

2. Родители или лица, их заменяющие, за неисполнение обязанностей по получению детьми основного общего образования несут административную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 35. Права и обязанности образовательных организаций

 1. В образовательных организациях в местах, доступных для детей и родителей, лиц, их заменяющих, вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка, списки должностных лиц уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, осуществляющих контроль за деятельностью этих организаций, с указанием способов связи с ними.

2. В деятельности образовательных организаций не допускается ущемление прав, свобод и законных интересов детей.

Не допускаются не предусмотренные законом ограничения при поступлении ребенка в государственную образовательную организацию.

В государственных образовательных организациях не допускается принудительное взимание каких-либо сборов и взносов в денежном или материальном выражении.

3. Образовательная организация обеспечивает дисциплину и порядок мерами воспитательного характера с учетом прав и свобод и достоинства обучающегося, исключающими унижение и оскорбление.

4. В образовательных организациях не допускаются какие-либо телесные наказания в отношении детей.

В случае допущения телесного наказания лицо, совершившее наказание, а также руководитель образовательной организации несут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 Глава 7

Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области здравоохранения

 Статья 36. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

 1. Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, охрану и укрепление здоровья.

2. Право на охрану здоровья и здоровый образ жизни возникает у детей с момента рождения и сохраняется независимо от обстоятельств, в каких дети могут оказаться, – живут ли они в семье, в государственном учреждении по уходу за детьми или находятся в местах лишения свободы, воспитательно-трудовых учреждениях в связи с совершением преступления, независимо от их психического, физического здоровья или признания их недееспособными.

 Статья 37. Обязанность родителей и лиц, их заменяющих, по уходу

за здоровьем детей

 1. Родители, лица, их заменяющие, обязаны обеспечить соответствующий уход за здоровьем детей.

2. Родители, лица, их заменяющие, умышленно не обратившиеся за медицинской помощью или отказавшиеся от нее, если это нанесло вред здоровью ребенка, несут ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом.

 Статья 38. Обязанности государственных органов в области здравоохранения

 1. Уполномоченные государственные органы в области здравоохранения совместно с органами местного самоуправления обеспечивают меры:

– по охране здоровья детей через медицинское наблюдение за здоровьем новорожденных, детей в младенческом и раннем детском возрасте;

– по снижению уровня детской смертности;

– по предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

– по предоставлению информации родителям о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене и санитарии среды обитания ребенка;

– по совершенствованию просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи;

– по разработке и распространению в образовательных организациях программ по охране здоровья детей, включая репродуктивное здоровье, сексуальное образование, вопросы наркомании, алкоголя и табака и иной подобной информации;

– по предотвращению инфекционных и опасных инфекционных болезней;

– по профилактике травматизма и пропаганде здорового образа жизни.

2. Уполномоченные государственные органы в области здравоохранения совместно с органами местного самоуправления осуществляют в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, меры по оказанию детям бесплатной, доступной и квалифицированной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

 Глава 8 Основные направления обеспечения прав и интересов детей в области социальных и трудовых правоотношений

 Статья 39. Обеспечение прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, подготовки и занятости

 1. Дети имеют право на профессиональную подготовку, трудоустройство в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья, уровнем общеобразовательной и профессиональной подготовки.

2. Минимальным возрастом, с которого ребенок может быть принят на работу, считается четырнадцать лет.

3. Продолжительность рабочего времени, условия труда, права и ответственность ребенка в трудовых правоотношениях определяются Трудовым кодексом Кыргызской Республики.

Ребенок, достигший четырнадцати лет, вправе заключать трудовой договор с письменного согласия одного из родителей и лиц, их заменяющих, или Отдела по поддержке семьи и детей для выполнения в свободное от учебы время работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающей процесса обучения.

4. Государство обеспечивает право детей на профессиональную подготовку с четырнадцатилетнего возраста через систему учреждений первичной трудовой (профессиональной) подготовки.

5. Предприятия, учреждения и организации всех форм собственности обязаны принимать детей на квотируемые рабочие места по направлениям служб занятости. Увольнение детей допускается с согласия ребенка или Отдела по поддержке семьи и детей либо по решению суда.

 Статья 40. Использование детского труда

 1. В Кыргызской Республике запрещается принудительный или причиняющий вред здоровью детей и (или) его физическому, умственному, и (или) моральному развитию труд в любой форме на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в том числе в кооперативах, крестьянских и фермерских хозяйствах.

2. Использование детского труда в наихудших формах в Кыргызской Республике запрещается.

Запрещается применение детского труда на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами и т.д.).

Запрещаются поднятие, переноска и перемещение детьми тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение детского труда, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

 Глава 9

Личные имущественные и неимущественные права детей

 Статья 41. Правоспособность и дееспособность детей

 1. Правоспособность и дееспособность детей, их личные имущественные и неимущественные права регламентируются гражданским законодательством Кыргызской Республики.

2. Ребенок имеет право на собственность, охрана и защита которой осуществляется Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Дети имеют право собственности на доходы, полученные ими, на имущество, приобретенное на собственные средства.

Дети имеют право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и размерах, установленных законодательством Кыргызской Республики.

При разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов (родителей), во всех случаях должны приниматься во внимание имущественные права детей.

В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими дети имеют право на содержание за счет их средств в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Дееспособность ребенка в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

4. Ребенок, вступающий в брак до достижения восемнадцати лет в установленном законом порядке, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака.

 Статья 42. Дееспособность детей в возрасте до четырнадцати лет

 1. Сделки, совершенные детьми дочетырнадцати лет недействительны, кроме случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

2. Сделки от имени ребенка в возрасте до четырнадцати лет, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут совершать только их законные представители: родители, усыновители или опекуны.

3. Ребенок в возрасте от семи до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгод, не требующие нотариального удостоверения или оформления либо государственной регистрации;

3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

4. Право ребенка до четырнадцати лет вносить вклады в кредитные учреждения и право распоряжаться ими определяется законодательством Кыргызской Республики.

5. Имущественную ответственность по сделкам ребенка в возрасте до четырнадцати лет, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине.

Статья 43. Дееспособность детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

 1. Ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершает сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного разрешения своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителей.

Сделка, совершенная ребенком без такого разрешения, действительна также при ее последующем письменном одобрении родителями, усыновителями или попечителями.

2. Ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей:

1) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

2) в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

3) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 3 статьи 42 настоящего Кодекса.

3. Ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несет имущественную ответственность по сделкам, совершенным им в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

За причиненный своими действиями вред такой ребенок несет ответственность в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

4. При наличии достаточных оснований суд, по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо Отдела по поддержке семьи и детей, может ограничить право ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами или лишить его этого права, за исключением случаев, когда такой ребенок стал полностью дееспособным согласно Гражданскому кодексу Кыргызской Республики и настоящему Кодексу.

 Статья 44. Право ребенка на жилище

 1. Местом жительства ребенка в возрасте до четырнадцати лет признается место жительства его родителей, усыновителей или опекунов.

2. Дети, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, проживающие вместе с ним, в равной степени обладают правом на жилую площадь.

3. При приватизации занимаемой семьей жилой площади ребенок, независимо от возраста, в равной степени пользуется правом на эту площадь.

4. Дети-сироты, дети, оставшиеся без родительского попечения, помещенные на воспитание в детские интернатские учреждения, детские дома, к родственникам, опекунам или попечителям, сохраняют право на жилую площадь, на которой они проживали ранее. Если вселение в это помещение невозможно, то они вне очереди обеспечиваются органами местного самоуправления равноценной жилой площадью не ниже норм, установленных законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 45. Наследственные права детей

 1. Дети имеют право наследовать имущество в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики.

2. Дети имеют право собственности на имущество, полученное ими в дар или порядке наследования.

3. Дети, в том числе усыновленные, а также ребенок умершего наследодателя, родившийся после его смерти, являются наследниками первой очереди при наследовании по закону, имеют право на обязательную долю в наследстве после смерти родителей при наследовании по завещанию в пользу других лиц.

В случае смерти обоих родителей или смерти единственного родителя органы опеки и попечительства обязаны принимать необходимые меры по охране и защите наследственных прав детей.

 См.: постановление Правительства КР от 1 августа 2006 года N 547 “Об утверждении Положения об органах опеки и попечительства” (утратило силу)

 Статья 46. Право детей на результаты интеллектуальной деятельности

 1. Дети имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться результатами своей интеллектуальной и творческой деятельности.

2. Личные неимущественные и имущественные права детей на результаты интеллектуальной деятельности регулируются гражданским законодательством Кыргызской Республики.

Родители и лица, их заменяющие, а в их отсутствие Отдел по поддержке семьи и детей обязаны принимать необходимые меры по охране и защите личных неимущественных и имущественных прав детей на результаты интеллектуальной деятельности.

 РАЗДЕЛ III

ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ

 Глава 10

Ювенальная юстиция

 Статья 47. Понятие и принципы ювенальной юстиции

 1. Система мероприятий в отношении детей, находящихся в конфликте с законом, от четырнадцати до восемнадцати лет, включающая в себя вопросы отправления правосудия и социальной реабилитации, регулируется соответствующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

2. Ювенальная юстиция основывается на следующих принципах:

– исключительного порядка применения мер, ограничивающих права и свободы детей, находящихся в конфликте с законом;

– развития у детей чувства собственного достоинства и значимости;

– реинтеграции ребенка в общество;

– учета потребностей ребенка в реализации его конструктивной роли в жизни общества.

 Статья 48. Гарантия прав детей, лишенных свободы

 1. Органы государственного управления и местного самоуправления принимают меры, исключающие пытки или другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения с детьми и их наказания.

2. В соответствии с общепризнанными нормами международного права избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, а также наказание в виде лишения свободы должны применяться к детям только в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени, соответствующего наказанию.

 РАЗДЕЛ IV

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 49. Ответственность за нарушение настоящего Кодекса

 Лица, нарушающие настоящий Кодекс или препятствующие его исполнению, несут административную и/или уголовную ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.

 Статья 50. О вступлении в силу настоящего Кодекса

 1. Настоящий Кодекс вступает в силу с 1 июня 2006 года, за исключением положений, регламентирующих структуру, правовой статус и задачи Комиссии по делам детей и Отдела по поддержке семьи и детей, вступающих в силу с 1 января 2007 года.

2. До приведения в соответствие с настоящим Кодексом других законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики эти законы и нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Кодексу.

3. Правительству Кыргызской Республики в трехмесячный срок:

– привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Кодексом;

– подготовить и представить на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики предложения о приведении законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Кодексом.

4. Признать утратившими силу:

– Закон Кыргызской Республики “Об охране и защите прав несовершеннолетних” от 22 ноября 1999 года N 126;

– Закон Кыргызской Республики “О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики “Об охране и защите прав несовершеннолетних” от 17 июля 2004 года N 90.

 Президент Кыргызской Республики К.Бакиев

 Принят Жогорку Кенешем

Кыргызской Республики 9 июня 2006 года

Комментировать »

Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР | 25.01.2011 | В рубриках: Законодательство и практика

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв


ChildreNetwork, 2019 | Главная страница