ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ – КРИТИЧЕСКАЯ МАССА

Share
Share Button

 Дети, подверженные риску

Дети могут быть подвержены риску испытания многих форм жесткого обращения, безнадзорности, эксплуатации и преступлений, и многие дети живут в условиях, в которых они подвергаются многочисленным рискам.

 В нынешнем контексте этот термин используется в отношении детей, подверженных более высокому риску, по сравнению с другими детьми, участия в преступных действиях или правонарушении. При оценке политики и мер по профилактике правонарушений и повторных правонарушений детьми, следует различать, по мере возможности, детей, подверженных риску участия в преступных действиях или повторного правонарушения, от детей, подверженных другим видам риска.

 Дети, находящиеся в конфликте с законом

Этот термин не имеет определенного технического значения. Его начали применять частично для того, чтобы избегать терминов с отрицательной коннотацией касательно несовершеннолетних правонарушителей, а также, чтобы не использовать длинные и громоздкие термины, как дети «обвиняемые, предположительно нарушившие или признанные нарушившими уголовное право». Мы будем использовать этот термин относительно детей, подозреваемых или официально обвиняемых в участии в незаконных (преступных) действиях и детей, официально признанных виновными в участии в незаконном преступном действии судом или административным органом, независимо от достижения ими возраста, с которого можно привлекать к уголовной ответственности. Термин также можно использовать по отношению к детям, с которыми обращаются как с детьми, участвующими в преступной деятельности по законам или порядкам, которые позволяют такое обращение по другим причинам, как, например, анти-социальное или опасное поведение.

 Исправительное учреждение

Учреждение для заключения лиц, обвиняемых или осужденных за преступление или правонарушение (также называются тюрьмами или пенитенциарными учреждениями). Слово «исправительное» применяется с целью показать «реабилитирующий» характер лишения свободы.

 Критическая масса

Понятие, разработанное региональным офисом по ЦВЕ/СНГ, согласно которому ЮНИСЕФ поощряет группу стран, которая набрала много опыта и/или сил в определенной сфере, работать с общими целями и приоритетами, укрепляя свои подходы, активно документируя и делясь опытом и извлеченными уроками, и используя оценку как инструмент для исправления курса – для пользы всех стран, работающих в одной и той же сфере.

 Лишение свободы

Четкое определение этому термину дается в Правилах ООН по защите детей, лишенных свободы (Гаванские правила):

 Лишение свободы означает любую форму задержания или тюремного заключения или помещение человека под стражу в государственном или частном заведении, которое запрещено покидать по своей воле, по приказу судебного, административного или другого государственного органа. (Правило 11 (б) Сюда относятся любые формы водворения в помещение стационарного типа, включая тюремные камеры, спецшколы, центр исправительного воздействия, исправительные школы, воспитательные и перевоспитательные центры, дома предварительного заключения, центры исправительной подготовки, специальные учреждения для подростков, или исправительные учреждения для взрослых, включая учреждения строгого режима).

 Термин применяется независимо от того, почему дети лишены свободы, и независимо от того, является ли провозглашенной целью защита, реабилитация, наказание или что-то еще.

 Задержание

Это происходит, когда человек находится в таком месте, которое не разрешено покидать по желанию. Сюда входит помещение ребенка в воспитательное учреждение или учреждение социального обеспечения, которое он может покидать на определенный период времени, но только с разрешения другого человека.

 Административное задержание

Термин относится к задержанию административным или ведомственным органом, но не по приказу суда или судьи. Таким образом, сюда не входит задержание после предъявления обвинения или вынесения приговора за правонарушение в рамках официальной системы уголовного правосудия. Сюда не входит задержание, осуществляемое по приказу судьи или суда, или задержание после осуждения ребенка в уголовном преступлении.

 Виды административного задержания:

К иммиграционному административному задержанию относится задержание детей в иммиграционных целях, например, задержание детей:

  • Которые незаконно въехали в страну;
  • Чьи заявления о предоставлении убежища находятся в процессе рассмотрения, или подавших апелляцию на отказ в предоставлении убежища;
  • Которым отказано в предоставлении убежища и ожидающих депортации из страны;
  • Осужденных за правонарушение, или чьи родители/ опекуны осуждены за правонарушение, и ожидающих депортации;
  • Нарушивших условия пребывания в стране, предписанные визой ребенка или визой родителя/ опекуна; и
  • Возвращенных в страну после попытки поиска убежища или статуса беженца в другой стране

 Административное задержание в целях безопасности включает:

  • Превентивное задержание, которое является формой административного задержания, с целью предотвратить какое-либо действие и/или с точки зрения безопасности или общественного порядка. Сюда не входит задержание с целью расследования или предъявления обвинения в совершении правонарушения. Примером такого задержания является задержание полицией ребенка, подозреваемого в связях с террористической организацией, но он не задержан по подозрению в совершении конкретного правонарушения.
  •  Задержание детей, участвующих в военных действиях. Сюда можно отнести задержание детей, завербованных в вооруженные силы страны и совершивших нарушение военных законов страны или военного дисциплинарного устава. Сюда также входит задержание детей, входящих в вооруженную оппозиционную группу или вооруженные силы другой страны.

 Задержание детей вне официальной системы уголовного правосудия включает:

  • Административное задержание детей, совершивших преступление, но не достигших минимального возраста для привлечения к уголовной ответственности;
  • Задержание детей за административное правонарушение. Административное правонарушение – это неуголовное правонарушение, н-р, бродяжничество, прогуливание занятий в школе или антиобщественное поведение;
  • Административное задержание детей по соображениям социального обеспечения (например, ребенок, оставшийся без попечения родителей, или бездомный ребенок; ребенок, представляющий опасность для себя и окружающих; ребенок – жертва преступления; ребенок, совершивший антиобщественный поступок, или ребенок, нуждающийся в лечении от алкоголизма или наркомании); и
  • Задержание до предъявления обвинения (задержание детей до того, как им будет предъявлено официальное обвинение суда в совершении уголовного правонарушения). Нас интересует данный вид задержания, когда детей помещают в следственный изолятор на продолжительное время (более 48 часов).

 Переквалификация дела

Этот термин означает прекращение дел по правонарушениям, совершенным детьми, без судебного разбирательства. Право принимать решение о неформальном разрешении дела принадлежит полиции или прокурору. Переквалификация дела часто означает передачу ребенка в программу по предотвращению правонарушений местного сообщества, не связанную с лишением свободы, или выплату компенсации жертве. Переквалификация дела должна быть основана на соглашении сторон, при этом должны быть соблюдены права ребенка. (Пекинское правило №11)

 Переквалификация дела является чрезвычайно важным способом обеспечения того, чтобы детей лишали свободы только в крайнем случае, согласно Ст. 37 (б) Конвенции по правам ребенка, а Ст. 40.3 (б) Конвенции рекомендует государствам создать программы замены уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия. Переквалификация дела часто применяется при мелких правонарушениях, или если ребенок впервые совершил правонарушение, но к ней следует прибегать, когда есть основание верить, что участие в программе, основанной на местном сообществе, не связанной с лишением свободы, может предотвратить повторное правонарушение.

 Термин не следует использовать по отношению к детям, не достигшим возраста, с которого можно привлекать к уголовной ответственности: если они слишком маленькие для того, чтобы их судить, они не могут быть отведены от судебного разбирательства.

 Схемы переквалификации дела

Дело ребенка считается переквалифицированным, когда он или она находятся в конфликте с законом, но его\ ее дело разрешается альтернативным способом, без обычного официального слушания дела соответствующим компетентным органом. Чтобы получить пользу от переквалификации дела, ребенок и/ или его/ ее родители или опекун должны дать согласие на переквалификацию дела ребенка. Переквалификация дела может включать меры, основанные на принципах восстановительного правосудия, не связанные с лишением свободы и конструктивные, такие как примирение, наставничество и обучение навыкам самостоятельности.

 Надлежащая законная процедура

Означает ряд гарантий для справедливого и беспристрастного судебного разбирательства, обычно включая, но, не ограничиваясь, правом подсудимого понимать обвинения против него, считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана, быть информированным о доказательствах против него/ нее и оспаривать эти доказательства, иметь представителя, и иметь доступ к пересмотру судебного решения.

 Малолетние правонарушители

Этот термин относится к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, участвовавшим в действиях, определенных как преступные в действующем законодательстве, но достигшим возраста, когда их можно судить как несовершеннолетних, т.е. старше «минимального возраста, с которого можно привлекать к уголовной ответственности». Не имеет значения, является ли преступление или правонарушение тяжким или нет, оно определено уголовным кодексом, специальным законом или вторичным законодательством.

Термин также иногда используется по отношению к детям, подозреваемым или обвиняемым в участии в правонарушении, хотя предпочтительно (из-за презумпции невиновности) называть их несовершеннолетними подозреваемыми или обвиняемыми.

В нашей работе мы будет называть детей, участвующих в действиях криминального характера, но не достигших возраста, когда можно привлекать к суду (т.е. младше минимального возраста для уголовной ответственности), несовершеннолетними правонарушителями.

 МВУО: Минимальный возраст для привлечения к уголовной ответственности

Большинство правовых систем признают возраст, с которого лица, участвующие в преступной деятельности, могут быть привлечены к суду как взрослые, и возраст, с которого дети, обычно подростки, могут быть привлечены к суду в специальном правовом режиме, который имеет много характеристик уголовного режима применительно взрослых, а также некоторые особые характеристики, предназначенные для того, чтобы признать недостаточную зрелость и ограниченную ответственность правонарушителя. Первое можно назвать возрастом уголовного совершеннолетия; Комитет по правам ребенка называет второе «минимальным возрастом для привлечения к уголовной ответственности», немного путаный термин, так как во многих странах система ювенальной юстиции основана на принципе, что дети не имеют «уголовной ответственности».

 Этот порог имеет важное значение, так как принципы, цели и процедуры систем или учреждений, которые имеют дело с детьми младше и старше этого возраста, участвовавших в правонарушениях, должны различаться. Если ребенок достиг возраста, с которого можно привлекать к суду как несовершеннолетнего, то можно применять основные принципы уголовного права вместе с правами и принципами Статьи 40 Конвенции о правах ребенка.

Если ребенок не достиг возраста, с которого можно привлекать к суду как несовершеннолетнего, принципы уголовного права не применимы. Не совсем ясно, в какой степени процедуры для детей младше этого возраста, участвовавших в преступных действиях, должны соответствовать статье 40 Конвенции. Однако, ясно, что некоторые другие положения Конвенции должны соблюдаться, особенно принципы о том, что ни один ребенок не должен быть лишен свободы самовольно или незаконно, и что лишение свободы должно быть крайней мерой и на самый короткий целесообразный промежуток времени. (Ст.37 (б)) Это значит, что ни один несовершеннолетний ребенок не может быть заточен в жилом помещении, чтобы предотвратить дальнейшее его участие в преступной деятельности, только если не очевидно, что другие формы помощи ребенку или его/ ее семье не могут достичь этой цели. А также, с любым ребенком, лишенным свободы по этой причине, необходимо гуманно обращаться, и он имеет право оспорить законность лишения свободы в судебном порядке. (Ст.37 (г))

 Профилактика

 Основная цель профилактики и реабилитации – обеспечение общих прав ребенка, равно как и контроль детской преступности, путем снижения рецидивизма или, в первую очередь, путем предотвращения правонарушений, совершаемых детьми. Есть несколько уровней профилактики, обычно обсуждаются три уровня: первичный, вторичный и третичный.

 В странах ЦВЕ/СНГ общественные инициативы по профилактике или реинтеграции находятся на начальной стадии, но растет понимание необходимости дальнейших действий. Большинство правительств попытались разработать профилактические меры на первичном или вторичном уровне, но меньше на третичном уровне (см. пояснение ниже). В последние годы, несколько местных неправительственных организаций стали активно работать над вопросами профилактики и реабилитации, например, путем предоставления поддержки и приютов для выпущенных на свободу правонарушителей и уличных детей.

  •  Стратегии первичной профилактики нацелены на решение коренных причин детской преступности – это бедность, бродяжничество, безработица и непосещение школы и неспособность родителей заботиться о своих детях (особенно в неблагополучных и неподдерживаемых семьях). Цель первичной профилактики – создание защитной среды для всех детей, что подразумевает системный многоуровневый подход, включая обеспечение обязательств правительства, создание потенциала, реформирование законодательной базы, мониторинг и сообщение о нарушениях прав, изменение отношения людей, развитие навыков детей и предоставление услуг по реинтеграции. Важным элементом является создание защитной среды для детей через поддержку семьям. Несомненно, первичная профилактика крайне важна, но сюда входит политика и участники многих сфер, включая образование и социальную безопасность, которые выходят за рамки данного отчета.
  •  Стратегии вторичной профилактики нацелены на лиц, подвергающихся большому риску, с целью удержать их от участия в незаконной или социально неприемлемой деятельности. Общепринятый подход – регистрация в полиции детей из группы большого риска (н-р, дети из «трудных» семей или дети с проблемой непосещения школы). Цель – мониторинг поведения этих детей и предотвращение совершения ими правонарушений в будущем. На практике, однако, такой надзор является формальным и поверхностным, и полиции приходится «жонглировать» этими обязанностями вместе со своей обычной работой, это означает, что на мониторинг отводится меньше времени и усилий, чем необходимо для эффективности данного подхода (Кантвелл, 2004 г.).

 Стратегии третичной профилактики нацелены на то, чтобы принимать меры по отношению к каждому несовершеннолетнему правонарушителю таким образом, чтобы он или она взяли на себя ответственность за совершенное действие и его последствия, и чтобы помочь ему или ей в последствии избегать участия в преступных действиях. Общепринято, что это лучше всего достигается через программы, которые готовят молодых людей к освобождению и предоставляют долгосрочную поддержку с целью помочь им приспособиться к жизни в сообществе (реинтеграция). Страны ЦВЕ/СНГ, однако, предпочитают полагаться на ряд резиденциальных заведений, которые предоставляют услуги по реинтеграции. Многие из этих заведений называются «воспитательными» или «реабилитационными» (см. Раздел 3.8) Дети с проблемами поведения могут быть помещены в воспитательные заведения, уличные дети или дети, сбежавшие из агрессивных семей, могут быть помещены во временные приюты, а дети, обвиняемые в совершении правонарушения, могут быть отправлены в реабилитационный центр.

 Вызывает озабоченность, что в странах ЦВЕ/СНГ институционализация детей является основной профилактической стратегией. В Российской Федерации, например, считается, что помещение детей во «временные закрытые центры» играет важную роль в профилактике детской преступности (Страновой отчет, Российская Федерация, 2006 г.). В 2004 г. действовали 92 таких центра, в которых пребывало 24 200 несовершеннолетних детей (это число выросло по сравнению с 20 100 в 2003 г.) в течение неизвестного периода времени. Большинство этих детей совершили административные правонарушения или «социально опасные действия» до того, как достигли возраста для привлечения к уголовной ответственности. Так называемая положительная роль воспитательных заведений в профилактике повторного правонарушения описывается далее:

  “..развивается сеть воспитательных учреждений для несовершеннолетних детей разного пола и возраста. Сейчас существуют более широкие возможности для реабилитации девочек, совершивших правонарушения до достижения возраста для привлечения к уголовной ответственности. Исправительные профессионально-технические училища для девочек расширили свои возможности и принимают девочек с 11 лет, а не с 14 как раньше, и эта практика позволяет этим учреждениям начать процесс перевоспитания и реабилитации девочек-правонарушителей на более ранней стадии» (Страновой отчет, Российская Федерация, 2006 г.)

 Испытательный срок: мера, не связанная с лишением свободы, заключающаяся в мониторинге и контроле над ребенком, пока он или она остаются в общине, а также в руководстве и помощи. Испытательный срок может применяться как самостоятельная мера или после назначения наказания в виде лишения свободы. Во время испытательного срока молодой человек должен хорошо себя вести, не совершать правонарушений и выполнять другие условия, предписанные судом. Существуют различные определения данного понятия.

 Предварительное заключение: период между предъявлением обвинения и вынесением приговора, во время которого детей лишают свободы.

 Наказания, не связанные с лишением свободы, или альтернативные наказания

 Оба термина относятся к наказаниям, которые не ведут к заключению в исправительном или реабилитационном заведении. Альтернативные наказания, такие как штрафы, общественная работа, надзор или испытательный срок (которые обычно имеют определенные ограничения/ обязательства, как например, работа или посещение школы, избегание определенных лиц или мест, участие в консультации, лечение наркотической или алкогольной зависимости и т.д.) и выплата компенсации жертве являются давно признанными альтернативными наказаниями. (см. Пекинское правило 18.1) С недавних пор в качестве альтернативных наказаний или чаще всего, как дополнение к более традиционным «альтернативным» наказаниям стали применять меры, которые считаются восстановительным правосудием.

 Лицам, которых не привлекли к судебной ответственности, могут предложить возможность участвовать в такого рода деятельности в качестве замены уголовной ответственности альтернативными видами исправительного воздействия.

  «Другие соответствующие международные стандарты»

 Статьи 37 и 40 Конвенции о правах ребенка тесно связаны с тремя другими инструментами ювенальной юстиции, принятыми ООН. Они частично основаны на Правилах ООН о минимальных стандартах администрирования ювенальной юстиции, которые больше известны как Пекинские правила, принятые в 1985 г. Пекинские правила особенно хорошо подходят для интерпретации положений Конвенции о правах ребенка относительно переквалификации дел и наказаний. Руководство ООН о профилактике детской преступности, также известные как Эр-Риядское руководство, и Правила ООН о защите несовершеннолетних, лишенных свободы, также известные как Гаванские правила, были приняты в 1990 г. и частично основаны на Конвенции о правах ребенка. Эти три инструмента предназначены для обеспечения комплексной основы для развития гуманной и эффективной системы ювенальной юстиции, и Комитет по правам ребенка часто призывает государства принимать их во внимание в своих действиях по созданию систем ювенальной юстиции или привести существующие системы в полное соответствие с Конвенцией. Данная рекомендация подтверждена Общим комментарием №10 о ювенальной юстиции Комитета по правам ребенка. (параграф 3, 4(а), 6-7, 23(1) и 29)

 Основные принципы применения программ восстановительного правосудия в уголовных делах, принятые Экономическим и социальным советом ООН в 2002 г. также важны, хотя они применяют системы правосудия одинаково по отношению к несовершеннолетним детям и взрослым. Руководство по правосудию относительно детей – жертв и свидетелей преступлений, принятых Экономическим и социальным советом ООН в 2005 г. также должно быть принято во внимание, так как во многих случаях с участием несовершеннолетних, жертва и свидетели, а также обвиняемый – моложе 18 лет.

  Восстановительное правосудие

 Восстановительное правосудие является относительно новым понятием и подходом, одобренным ООН и Советом Европы за последние 10 лет.[1] Основные принципы ООН по применению программ восстановительного правосудия в уголовных делах определяют его как подход, в котором жертва и правонарушитель, и в некоторых случаях другие лица, имеющие отношение к преступлению, «вместе активно участвуют в разрешении вопросов, связанных с преступлением, обычно при помощи фасилитатора». Примирение жертвы с правонарушителем и проведение семейных совещаний являются распространенными формами восстановительного правосудия, а просьбы о прощении, возмещение нанесенного ущерба, компенсация и общественная работа являются обычными результатами.

 Восстановительное правосудие может быть использовано в качестве альтернативы уголовному преследованию, или может применяться как часть наказания за правонарушение. Оно часто применяется после предъявления обвинения, но до завершения судебного разбирательства, так чтобы можно было учесть результаты (в результате, например, может быть принято решение снять обвинение или назначить мягкое наказание).

 Иногда восстановительное правосудие не является формальной частью отправления правосудия: в некоторых странах оно применяется по отношению к несовершеннолетним правонарушителям, не достигшим возраста для привлечения к суду, а в других странах оно применяется как часть процесса ресоциализации в исправительных заведениях.

 Восстановительное правосудие было создано, в основном, для того, чтобы дать возможность жертве играть большую роль в исходе его или ее случая. Оно также считается более эффективным, чем другие меры, не связанные с лишением свободы, в том, что заставляет правонарушителя чувствовать ответственность за свои действия. Есть некоторые доказательства того, что оно более эффективно, чем другие меры, в профилактике повторного правонарушения.

 Почему подход «восстановительного правосудия» к ювенальной юстиции является более эффективным, чем «воздаятельное правосудие»?

Системы уголовного правосудия во многих странах являются «воздаятельными» – т.е. они направлены на «возмездие» и наказание правонарушителя, сосредоточиваясь больше на самом преступлении, чем на людях. Однако, часто это – не в наилучших интересах жертвы, правонарушителя или общества, в целом.

У «восстановительного правосудия» система гораздо лучше. Данный подход направлен на «восстановление» разрушенных отношений (между жертвой, правонарушителем и общиной) до уровня, существовавшего до совершения преступления – чтобы «сделать вещи правильными, по мере возможности». Оно содействует решениям по возмещению ущерба, примирению сторон, восстановлению общественной гармонии и успокоению тех, кто задействован в процессе.

Восстановительное правосудие применяется к людям всех возрастов, но оно особенно важно по отношению к молодым правонарушителям, так как оно предоставляет право выбора устойчиво повлиять на их эмоциональное и моральное развитие с положительной, а не с отрицательной, стороны: оно может остановить процесс превращения малолетнего правонарушителя во взрослого правонарушителя.

На практике восстановительное правосудие включает:

  • Предотвращение конфликта детей с законом;
  • Изъятие правонарушителей из ведения официального уголовного правосудия: н-р, перемирие жертвы и правонарушителя, совещание семейных групп, передача дела в НПО или другую общинную или социальную программу, включая программы злоупотребления алкоголем или наркотиками, воссоединение с семей, общественная работа, предупреждения полиции, контракты о хорошем поведении, условное или безусловное освобождение;
  • Альтернативы заключению: н-р, забота, руководство и приказы об осуществлении надзора; испытательный срок; приказы об общественной работе; финансовые штрафы, компенсации и возмещение убытков; промежуточный режим и приказы по другим режимам; приказы участвовать в групповых консультациях и других подобных мероприятиях; приказы относительно воспитания в приемной семье, общежитии или другой воспитательной среде;
  • Заключение только в крайнем случае на наиболее короткое время, которое возможно;
  • Доступ к правовой помощи
  • Отсутствие высшей меры и телесного наказания
  • Общественная осведомленность
  • Реабилитация

По всем этим причинам ЮНИСЕФ настоятельно выступает за переквалификацию дела (изъятие из ведения уголовного правосудия и передача службам общины), восстановительное правосудие (содействие перемирию, возмещение убытков и ответственность путем вовлечения ребенка, членов семьи, жертв и общин) и альтернативы наказаниям, связанным с лишением свободы (консультирование, испытательный срок и общественная работа).

 ______________________________________________________________________________________________

[1] Рекомендация № R (99) 19 Комитета министров Совета Европы относительно Перемирия в Уголовных делах, Основные принципы ООН о применении программ восстановительного правосудия в уголовных делах, Резолюция 2002/12 Экосок

Комментировать »

Ассоциация НКО по продвижению прав и интересов детей в КР | 25.01.2011 | В рубриках: Законодательство и практика

Адрес для трекбека | Comments RSS

Оставьте отзыв


ChildreNetwork, 2019 | Главная страница